На главную
Главная
О проекте
Наши проекты
Форум
Реклама
Поиск
Карта сайта
Контакты
25 сентября 2008

Казахстан продолжает разработку маршрутов доставки своих углеводородов на мировые рынки

Обновлено:
Казахстан продолжает разработку маршрутов доставки своих углеводородов на мировые рынкиОдним из них может стать иранский. Через территорию Ирана Казахстан намерен перебрасывать нефть на берега Персидского залива с дальнейшей доставкой на азиатские рынки, пишет в четверг "Независимая газета".

"Иранский маршрут является потенциальным направлением транспортировки нефти на юг. Это позволит нам выйти в Персидский залив и получить доступ к азиатским рынкам", - заявил телекомпании "Астана" президент Национальной компании "КазМунайГаз" Каиргельды Кабылдин. По его словам, риски транзита нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) в связи с последними событиями в Грузии резко выросли, поэтому казахстанские специалисты вынуждены активнее рассматривать альтернативные направления. Тем более что объемы добычи нефти ежегодно наращиваются: к 2010 году запланировано до 84 млн. тонн нефти, а к 2015-му - 150 млн тонн ежегодно.

Для Астаны иранское направление не новое, отмечает издание. Еще с 1997 года Казахстан начал сотрудничать с Ираном по SWAP-операциям, в рамках замещения нефти. Казахстанская нефть танкерами поставлялась в иранские северные порты на Каспии. Иран, в свою очередь, в своих портах Персидского залива те же объемы, но своей нефти отгружал импортерам третьих стран в пользу Казахстана.

Недостаток проекта в ограниченной возможности нефтеналивных танкеров, которые осуществляли перевозки. Но до тех пор пока не будет проложен трубопровод Казахстан-Туркмения-Иран (Персидский залив), только они способны удовлетворить амбиции Астаны в иранском направлении. Поэтому Астана и Тегеран начали переговоры по строительству нефтеочистительного завода на севере Ирана вблизи берегов Каспия - казахская нефть относится к категории тяжелых и нуждается в переработке. По словам руководителя департамента МИД Ирана по связям со странами СНГ Мортеза Сафари Натанзи, Астана и Тегеран ведут также консультации по прокладке трубопровода, который через Туркмению свяжет две страны.

Если стороны придут к согласию, то трубопровод можно будет подключить к системе иранских нефтепроводов, которые в настоящее время транспортируют нефть с юга страны на север, и высвободить определенную мощность этой системы для переброски казахской нефти в Персидский залив на остров Харк и далее к потребителям в Юго-Восточной Азии.

Эксперты высоко оценивают казахстано-иранские планы. Единственная, но очень серьезная проблема в их реализации - тяжелые отношения Ирана с Западом. "Безусловно, это будет тормозить проект. Но в экономическом плане этот проект для Казахстана один из приоритетных", - сказал газете директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. В ближайшей же перспективе, если ситуация на Южном Кавказе продолжит осложняться, Казахстан, развивая по мере возможностей иранский проект, вынужден будет переориентировать нефтяные потоки в сторону Китая. "Это наименее рискованный для Казахстана маршрут и выгодный - между Астаной и Пекином нет посредников", - сказал Сатпаев. При этом эксперт отметил, что интенсификация связей с Китаем и Ираном не отразится на энергетическом сотрудничестве Казахстана и России. Об этом, кстати, шла речь 22 сентября в Актюбинске на встрече президентов двух стран Нурсултана Назарбаева и Дмитрия Медведева. Тогда Назарбаев заявил российскому коллеге, что Казахстан намерен увеличивать поставки нефти через Россию, для чего собирается расширять Казахстанский трубопроводный консорциум (КТК), а также использовать для прокачки казахстанской нефти Балтийские трубопроводные системы.

Эксперт по Центральной Азии Юрий Солозобов считает, что Казахстан в стратегии энергетических поставок использует реальную многовекторную политику. "Россия вполне могла бы стать участником персидско-казахстанского консорциума. И поскольку переговоры Казахстана с Ираном уже ведутся, важно не упустить момент и вовремя присоединиться. Южное направление для России также выгодно, как и западное", - сказал Солозобов. Он напомнил, что в проекте Атасу-Алашанькоу (трубопровод из Казахстана в Китай) Россия является лишь поставщиком нефти, а могла бы иметь долю в консорциуме, если бы вовремя присоединилась. "Россия не возражает против того, чтобы Казахстан поставлял свое сырье по альтернативным маршрутам. Но выступает за то, чтобы все маршруты, которые осуществляются нашими стратегическими партнерами, согласовывались с ней", - заключил эксперт.

NEWSru
 (Голосов: 0)

Раздел: Нефть и газ | Просмотров: 1175






Copyright © Global-Economy 2008 — 2009
Global-Economy - Главные экономические новости дня
Генерация страницы: 0.06 сек SQL запросов: 2